Реконструкция
Рыбный терминал морского порта Махачкала имеет важное геополитическое значение для Каспийского бассейна: является единственным незамерзающим портом на Каспии и расположен на 600 км ближе к традиционному району добычи кильки, чем порт Астрахань.
По состоянию на февраль 2017 г. Рыбный терминал морского порта Махачкала в своём составе имел:
- площадь земельного участка – 1,7 га;
- гидротехнические сооружения: южный мол (384 п.м.), причальная набережная 1-ой очереди (135 п.м.), причальная набережная 2-ой очереди (170 п.м.);
- здания: электроподстанции и механизации, транзитного склада, административное здание, здание бытовки, стивидорская, котельная, коптильный цех, здание пограничной службы, склад солехранилища;
- железнодорожные подъездные пути (770 п.м.);
- кабельная линия от ГНС ( 924 п.м.), кабельная линия от филармонии ( 570 п.м.).
Рыбный терминал морского порта Махачкала исходя из имеющихся возможностей оказывал ограниченный перечень услуг, относящихся к низкодоходным:
- предоставление причальной стенки для стоянки судна;
- швартовка и отшвартовка судна;
- предоставление причалов для осуществления погрузочно-разгрузочных работ;
- проезд автотранспортных средств на территорию терминала, причала;
- сбор и вывоз отходов.
Техническое состояние объектов Рыбного терминала (по состоянию на февраль 2018 г.):
- в результате проведённых инженерно-технических и лабораторных обследований все здания и склады Рыбного терминала (кроме здания транзитного склада) относятся к категории «аварийное состояние» и не эксплуатируются (кроме трансформаторной подстанции);
- средний износ гидротехнических сооружений составляет 28%;
- железнодорожные подъездные пути находятся в непригодном для эксплуатации состоянии;
- кабельные линии изношены и требуют полной замены, кабельная линия от ГНС из-за поломок выведена из эксплуатации;
- отсутствует водоснабжение, ливнёвая и хозяйственно-бытовая канализация.
- глубины дна у причалов составляют до 4м, что не соответствует проектным (до 6,5м);
- в акватории Рыбного порта у причалов имеется два затонувших судна, создающих препятствия для швартовки рыболовецких судов.
Примечание:
1. Все постройки, находящиеся на территории Рыбного терминала, относятся к 1983-1985 гг.
2. По каким-то необъяснимым причинам территория Рыбного терминала морского порта Махачкала согласно Генерального плана городского округа «город Махачкала», карты градостроительного зонирования относится к зоне О2 («Зона крупных торговых комплексов, рынков и культурно-досугового назначения»). Для разработки проекта развития инфраструктуры Рыбного терминала требуется перевод в зону П5 («Портовые территории»).
3. На территории Рыбного терминала имеется участок площадью 1428 м2 со складскими помещениями, находящийся в собственности у частного лица.
Исходя из того, что добыча кильки в Каспийском море осуществляется только в определённый сезон (с октября по март - фактически пол года), крайней изношенности рыболовецких судов и их малом количестве (5 судов), развитие инфраструктуры Рыбного терминала предлагается начать с увеличения предоставляемых услуг, а именно - перевалки зерновых культур и других генеральных грузов. Полученную прибыль направлять на развитие всей инфраструктуры Рыбного терминала.
В целях развития инфраструктуры Рыбного терминала морского порта Махачкала ООО «СМУ № 12» планирует:
1 этап (первая очередь)
Разработка проектной и рабочей документации на:
- демонтаж и утилизация зданий и сооружений, находящихся в аварийном состоянии;
- полную замену водопровода, обеспечение питьевой водой как самого терминала, так и бункеровка питьевой водой судов;
- ремонт железнодорожных путей;
- ремонт двух кабельных линий (практически новая их прокладка);
- вертикальную планировку земельного участка;
- подключение терминала к сетям газоснабжения;
- строительство новой подстанции и подключение её к сетям энергоснабжения;
- устройство автомобильной дороги;
- устройство приёма зерновых культур из вагонов и автомобильного транспорта;
- устройство перевалки зерновых культур на судно;
- строительство трёх силосов для хранения зерновых культур вместимостью не менее 3 000 тн каждый);
- установка железнодорожных и автомобильных весов;
- строительство лаборатории для проверки качества зерновых культур;
- строительство площадки для перевалки генеральных грузов;
- приведение отметки дна акватории к проектной (дноуглубление);